Ван Гог в интерпретации Джулиана Шнабеля
В детстве Уильям Дефо казался мне идеальным кандидатом на роль Винсента Ван Гога. Сложно сказать, что именно заставляло так думать. Сходство виделось столь очевидным, что я, то и дело, сокрушался по поводу отсутствия в фильмографии Дефо байопика о великом постимпрессионисте. Годы шли, и вскоре, идея увидеть Ван Гога в привлекательном для меня воплощении, померкла. Ее вытеснили образы, придуманные мной под впечатлением от различных книг, включая небезызвестную "Жажду жизни" Ирвинга Стоуна.
Ревностным поклонником Ван Гога я не стал, но некоторый отклик в моей душе его работы вызывают. Меня скорее притягивает энергетика личности Винсента, которая воспринимается мной как хрестоматийный пример служения искусству.
Я человек во многом сентиментальный, чем отчасти и объясняется моя безграничная любовь к литературе. Когда мне довелось увидеть трейлер фильма "На пороге вечности", я с трудом сохранил самообладание. Слова, прозвучавшие в ролике, еще долго крутились в голове. И дело было отнюдь не в Уильяме Дефо и, наконец, исполненной детской причуде.
Фильмов о великом постимпрессионисте снято немало. Одни ленты стали классикой кинематографа, как случилось с картинами Миннелли и Олтмена. Другие прославились не столько благодаря Ван Гогу, сколько из-за технических особенностей (см. "С любовью, Винсент"). Однако то, что обещал Джулиан Шнабель предлагало будто бы новый взгляд на знакомую историю. Режиссер вознамерился приоткрыть завесу над внутренним миром Ван Гога и показать зрителю в первую очередь мастера, а уже потом человека.
"На пороге вечности" позиционируется как фильм, снятый "художником о художнике". И здесь нет никакого лукавства. Прежде чем попасть в мир большого кино, Шнабель прославился как неоэкспрессионист со всеми отсюда вытекающими: выставки, скульптуры, перформансы. Послужной список его кинолент не велик, тем не менее, заслуживает внимания."Баския", "Скафандр и Бабочка" были тепло встречены, как простыми зрителями, так и взыскательной фестивальной публикой. Отсюда у меня и возник повышенный интерес к данному фильму, а когда я узнал, что сценаристом ленты выступил знаменитый Жан-Клод Каррьер, желание посмотреть картину лишь приумножилось.
К сожалению, намерения что-то сделать не всегда можно сиюминутно воплотить. Не буду вдаваться в излишние подробности, но до картины Шнабеля я добрался только сейчас. Для начала хотелось бы поругать наших прокатчиков. Почему-то русского зрителя опять посчитали идиотом. Никакой необходимости дополнять название фамилией Винсента не было. Образы, используемые в трейлере и на постерах, столь избыточны, что подсказки со стороны дистрибьютора выглядят как натуральное оскорбление. Я против каких-либо снисхождений.
Фильм "На пороге вечности" принадлежит к числу медитативных картин. Диалогов здесь мало. Все они не столько функциональны, сколько поэтичны. История подается фрагментарно в виде небольших, практически не связанных между собой, зарисовок. Несмотря на то, что эпизоды выстроены в хронологическом порядке, сцены не плавно вытекают одна из другой, а сменяются резко, даже бесцеремонно. Рваный монтаж вкупе с большим количеством немых сцен поначалу обескураживает.
Где-то на сороковой минуте к этому привыкаешь. Вот только безупречные композиции Татьяны Лисовской режиссер отчего-то безжалостно кромсает, обрывая на самых кульминационных или атмосферных моментах. Обычно это делается ради перехода к очередному небольшому диалогу. В то же время, разговорные сцены и закадровая музыка существуют как-будто порознь друг от друга, соперничая за внимание зрителя. Из-за этого незримого противоборства картина перестает быть целостной, распадаясь на самостоятельные мизансцены или миниатюры.
К игре Уильяма Дефо претензий нет. Мне было приятно убедиться в справедливости своих детских суждений. Ван Гог в исполнении Дефо получился настоящим.Живым в той степени, в какой это вообще осуществимо в рамках кино.
Порадовало внимание режиссера к деталям. Съемки проходили в тех же местах, где Ван Гог жил и работал. Благодаря этому в фильме чувствуется дух той самой провинциальной Франции, которая более века продолжает привлекать нас, обрастая изящными мифами и образами, не всегда имеющими связь с реальностью.
Отдельного упоминания заслуживает операторская работа. Она практически безупречна. Цветовая гамма, имеющая сходства с полотнами Ван Гога, радует глаз. Как ни странно, самыми удачными эпизодами на мой взгляд получились именно немые сцены с участием Дефо. Они совершенны не только с точки зрения постановки кадра, но и по своему настроению. Шнабелю удалось показать нам то, насколько самобытно нидерландский художник смотрел на окружающую действительность. В какое неистовое возбуждение он приходил, глядя на безупречную красоту природных форм. С помощью разных эффектов постановщик заставляет зрителя смотреть на мир глазами главного героя.
Лучший ли это фильм о Ван Гоге? Вполне вероятно. Снятый пусть и с некоторым артхаусным апломбом, он не пытается заигрывать с тобой, эпатировать или выжимать эмоции. Его главное достоинство перекрывает все недостатки. И дело тут не в красивой картинке или добротной игре Уильяма Дефо. У картины есть душа, за которую благодарить следует режиссера. Его безграничная любовь к Ван Гогу; восхищение, приравненное к обожествлению художника, превращает фильм "На пороге вечности" в нечто большее, чем просто авторское высказывание. Это скорее ода. Песнь великому творцу, гению, которого мы слишком рано и опрометчиво потеряли.
Комментарии
Отправить комментарий