Калсарикянни: финский способ снятия стресса
Продолжаем наше удивительное путешествие по ландшафту национальных разновидностей счастья. Про датчан поговорили, про соотечественников Сельмы Лагерлёф тоже. Теперь пора обратиться к стране, подарившей нам Сибелиуса.
С самого начала книжка про "калсарикянни" очень подкупает. Автор в залихватской манере критикует лагом и хюгге, акцентируя внимание на том, что финский подход к счастливой жизни не имеет ничего общего с датским или шведским. В лагом видится пуританский аскетизм и чрезмерный уровень социальной ответственности, который исповедуют его адепты. А хюгге отдаёт чем-то глянцевым и ненастоящим. В противовес этим двум модным течениям Миска Рантанен сообщает, что финское "калсарикянни" куда лучше соответствует вызовам текущей жизни. Оно правдивее, проще и приятнее. Этимология слова отсылает нас к прочному союзу двух понятий "кальсоны" и "опьянение". Изначально термин означал распитие алкоголя в исподнем без намерения покидать жилище. Современное понимание "калсарикянни" недалеко от этого ушло.
Однако не поддавайтесь обаянию автора. Задор на старте сменяется скукой ближе к финалу. И хоть работа Рантанен не кажется чрезмерно серьёзной как текст про лагом, книга выглядит затянутой. Забавно, что ситуацию не исправляет скромный объем. Вроде и страниц всего двести, и рисунков много, но при чтении не отпускает ощущение, что автор рассказывает об одном и том же несколько раз. Не исключаю, что усвоение сути калсарикянни требует времени и практики, но повторяющиеся шутки, идеи и формулировки не упростят задачу.
"Калсарикянни" - это безделье, лишённое чувства вины. Автор подчёркивает, что умеренная доза алкоголя вкупе с грамотным ничегонеделанием умеют творить чудеса. Такое незатейливое времяпрепровождение даёт человеку необходимую перезагрузку и позволяет лучше справляться со стрессом. Как правило, калсарикянни заключается в том, чтобы человек в обществе самого себя или в окружении небольшой компании употреблял пиво или вино, развлекал себя чем-нибудь не особо интеллектуальным (просмотром смешных роликов на youtube, например) и трапезничал чем-то вкусным и скорее всего вредным. При этом "калсарикянни" не годится для повседневного применения. Это расслабление, вознаграждающее человека за его труды. Последние необязательно должны быть значительными.
Первых тридцати страниц вполне хватит чтобы получить представление об этом финском феномене. Остальное - советы по организации "калсарикянни", разбавленные наполовину удачными шутками. Понимая, что соседство слов "счастье" и "алкоголь" выглядит как минимум сомнительно, Рантанен неоднократно говорит о злоупотреблении спиртным, отмечая, что "калсарикянни" - это не просто метод расслабиться в непринуждённой обстановке, а целое искусство, никак не связанное с алкоголизмом.
К сожалению, ничего значительного за "калсарикянни" так и не удаётся разглядеть. И без этой книги многие люди практикуют просмотр романтических комедий в компании с попкорном и бутылкой пива. И без Рантанен многие из нас умеют весело беситься в одиночестве, бренчать на невидимой гитаре и "морально разлагаться".
Критикуя лагом и хюгге, Рантанен сама поставила "калсарикянни" рядом с этими понятиями. Однако как бы она не хорохорилась, ей не удаётся выкристаллизовать из финской концепции что-то в той же степени фундаментальное.
Комментарии
Отправить комментарий