Микаэль Ниеми "Сварить медведя"
Роман Ниеми абсолютно прекрасен. Это большая и серьёзная книга, вобравшая в себя множество самых разных культурных обертонов. Ярлык "исторический детектив", следующий за книгой попятам сильно преуменьшает её достоинства. Работа Ниеми намного шире и куда глубже, чем просто история о расследовании серии убийств. Атмосфера романа - не старый-добрый "скандинавский нуар", знакомый по книгам Ларссона, Лэкберг или Несбё, а нечто совершенно иное. Время действия служит не просто декорацией, придающей повествованию изюминку, но выполняет важную смысловую и сюжетную роль.
Пробст Ларс Лестадиус оставил след в истории, как выдающийся учёный и проповедник, симпатизирующий ривайвелистскому движению в Швеции, а также посвятивший значительную часть жизни духовной работе с саамскими народами, наставляя последних на путь христианской веры. Этот неординарный и самоотверженный человек по сюжету романа воспитывает мальчишку-лопаря, сбежавшего от своих скверных родителей в поисках лучшей жизни. Паренька зовут Юсси. В округе его брезгливо кличут шаманёнком. Лестадиус прилагает массу усилий для того, чтобы мальчик научился читать и писать, а также уверовал в Бога. Тяжёлое детство наложило свой неизгладимый отпечаток на личности и характере маленького лаппландца. Он очень стеснителен. Его движения угловаты, фразы неуклюжи. Однако он неглуп. Юсси отличает страсть к знаниям и любовь к чтению, которую он перенял у своего духовного наставника. Их отношения нельзя назвать простыми. В них хватает недомолвок. Тем не менее, они по-своему очень трогательные. Именно коммуникация между пробстом и его учеником составляет химию романа и лежит в основе повествования. История рассказывается голосами обоих героев. Они не похожи друг на друга, но в каждом слышится биение человеческого сердца.
По воле автора Лестадиусу и Юсси суждено суждено сыграть важную роль в трагических событиях, шокировавших шведский хутор. Череда насильственных преступлений, совершенных под покровом ночи, трактуется некоторыми как сигнал о скором приближении судного дня. Глядя на пассивность полиции, пробст и его ученик принимаются за самостоятельное расследование.
Надо признать, детективная канва не отличается особой оригинальностью. Бестолковый следователь (исправник) на месте. Хитрый злодей, личность которого можно самому угадать во второй половине книги, на месте. Конфликт между сыщиком-любителем и правоохранительными органами тоже присутствует. В то же время книга сильна не сюжетной интригой или фабулой преступлений. Работа Ниеми с характерами, с раскрытием внутреннего мира героев, заслуживает высокой оценки. "Сварить медведя" - не роман о поимке преступника. Оперируя историческим материалом, писатель задаётся куда более важными вопросами. На примере Юсси он показывает не только трагедию целого народа, но и погружает читателя в удивительные по своей красоте и силе монологи, где вопросы национального и духовного самоопределения соседствуют с рассуждениями о величии художественного слова. Благодаря Лестадиусу мы смотрим на мир через призму божественного присутствия. И размышления пробста местами нетривиальны. Он не указующий перст, а человек сомневающийся. Безгранично верующий в силу науки, а вместе с этим и в могущество Бога.
Дедуктивный метод пробста, основанный на его собственных изысканиях в области ботаники и достижениях современной ему криминалистики, вряд ли удивит опытного читателя. Тем не менее, следить за ходом рассуждений гениального пастора - одно удовольствие! Рассказ Ниеми богат на детали, которые в контексте совершенных преступлений и "мрачной скандинавской пасторали", складывается в логичную и понятную картину. Благодаря этому нет ощущения того, что интрига "притянута за уши." Всё достаточно правдоподобно и продуманно.
Хотя ложка дёгтя в бочке шведского мёда все-таки есть. И имя ей - концовка. На мой взгляд она несколько нетипична для книг подобного жанра. Ближе к финалу темп развития истории ускоряется из-за чего кое-какие второстепенные линии как бы повисают в воздухе, оставаясь недосказанными. Не стану утверждать, что это большой недостаток. Но на итоговое впечатление повлиять может. Развязка, касающаяся судьбы главного злодея способна взбесить. Конец романа получился, наверное, более жизненным, однако это не избавляет от чувства какой-то грусти на последних страницах.
"Сварить медведя" можно отнести к примерам по-настоящему талантливого и живого романа. Заигрывая с детективным жанром, Ниеми написал не скандинавский вариант самого известного романа Умберто Эко, а абсолютно самобытную вещь с уникальными чертами и собственным лицом, в отблеске глаз которого угадывается то ли анфас саама, то ли оскал голодного медведя.
спасибо большое за интересную рецензию!
ОтветитьУдалить