Гёте "Wilhelm Meisters Lehrjahre"

В рецензиях книгу называют безнадежно устаревшей, душной и тяжелой для восприятия. Не знаю, то ли здесь сыграла моя предрасположенность к фон Гёте и прусской эстетике, то ли я просто люблю читать "скучные" книги, однако роман произвел на меня самое благоприятное впечатление. 

Тексту есть чем отпугнуть современного читателя. Любовь автора к умозрительным идеям и пространным рассуждениям, а также неровный темп повествования вкупе с «тяжеловесностью» слога могут вызвать затруднения.

Фон Гёте был поразительным человеком. В нем величие гения соседствовало с мещанской мелочностью. Но возможно именно на стыке этих двух противоречий и возникла его уникальная творческая манера. Будучи далеко не идеальным человеком и остро чувствуя несправедливость мира, фон Гёте своими произведениями изучал человеческую душу, возвеличивая мытарства отдельно взятой личности до общечеловеческого масштаба.

«Годы ученичества Вильгельма Майстера» - это первая часть неоконченной трилогии, где главным действующем лицом выступает представитель третьего сословия, бюргер - Вильгельм Майстер, альтер-эго самого писателя. На примере немецкого юноши, лишь вступающего на путь взрослой жизни, фон Гёте раскрывает перед читателем топографию нравов своего отечества. 

Работа над трилогией о Вильгельме Майстере заняла у писателя около пятидесяти лет. Это вылилось не только в то, что «Годы ученичества…», как и последующая за ними книга «Годы странствий…» оказалась  достаточно крупной по объему, выбиваясь на фоне прочей библиографии фон Гёте, а ещё и в то, что на примере романа читатель наблюдает эволюцию взглядов автора, непрестанную работу пытливого ума. Отсюда - витиеватое повествование и крайне противоречивый, непоследовательный герой, словно вобравший в себя всю палитру переживаний, чувств и заблуждений, которые на разных этапах жизни претерпевал сам автор.

«Годы ученичества Вильгельма Майстера» выросли из «Wilhelm Meisters theatralische Sendung», небольшого произведения, ставшего впоследствии фрагментом романа. Это работа впервые знакомит нас с Майстером и его страстью к театру. 

Книга, положившая начало «роману воспитания» посвящена поиску молодым человеком своего места в мире. Вильгельм, с детства питающий страсть к сцене, не хочет идти по стопам отца и пытается стать актером. Под предлогом разрешения семейных торговых дел, главный герой отправляется в путешествие по Германии. Вместо выполнения отцовских поручений ввязывается в одну авантюру за другой. Знакомится с разными представителями немецкой сцены, помогает ставить спектакли и играет сам (в большей степени сносно, чем просто хорошо). По мере того как в юноше крепнет уверенность в собственном призвании, он при каждом удобном случае демонстрирует свою незрелость, наивность и порывистость. Однако столь нестабильной натуре трудно не сопереживать.

Всем, кто когда-то спорил с родителями относительно избранного пути, кто терпел критику своих творческих пристрастий, попутно с этим, не до конца, отдавая себе отчет в истинных желаниях и мечтах, — всем таким читателям книга напомнит о знакомой боли, всколыхнет что-то внутри. 

Но несмотря на романтический флёр и поэтический язык, роман по-немецки прагматичен. Назидательный характер произведения то и дело наводит на мысль о существовании какого-то «ответа», ключа, позволившего не только герою преодолеть все препятствия, но и читателю усвоить некую универсальную истину, которая могла бы стать для него ориентиром. Впрочем, фон Гёте не торопится делиться такой мудростью. Он щедр на афоризмы и емкие сентенции, проницателен в частностях, но крайне осторожен, когда речь заходит о вещах фундаментальных.

Не будет лукавством назвать роман «Годы ученичества Вильгельма Майстера» кладезем мудрости. Живописуя различные ситуации, автор устами героев декламирует полезные и справедливые силлогизмы. Причем их нельзя отнести к мысленным упражнениям, это что ни на есть добротные замечания, ценные рассуждения и максимы,  не утратившие своей актуальности.

Ниже приведу пример, пречудеснейшего отрывка на  литературную тему. Многие из нас, испытывая наивную тоску по прошлому, нередко отмечают, что золотая веха писательства пришлась на XIX век, когда литература считалась таинством, а писатель – художником, стремившимся не столько рассказать историю, сколько сообщить миру что-то важное. Вот как наш досточтимый автор пытается развеять эти сладкие заблуждения:

Ein junger Autor, der sich noch nicht gedruckt gesehn, wendet in einem solchen Falle die größte Aufmerksamkeit auf eine reinliche und zierliche Abschrift seiner Werke. Es ist gleichsam das goldne Zeitalter der Autorschaft; man sieht sich in jene Jahrhunderte versetzt, in denen die Presse noch nicht die Welt mit so viel unnützen Schriften überschwemmt hatte; wo nur würdige Geistesprodukte abgeschrieben und von den edelsten Menschen verwahrt wurden;

Упомянутый фрагмент в переводе С. Г. Займовского:

Молодой автор, еще не печатавшийся, в подобных случаях прилагает величайшие старания к опрятному и изящному переписыванию своих сочинений. Это как бы золотой век писательства; видишь себя переселившимся в те столетия, когда пресса еще не наводняла мира таким множеством бесполезных писаний, когда списывались и хранились благороднейшими людьми лишь достойные творения духа….

По-моему, комментарии излишни.

Известно, что роман оказал сильное влияние на современников. Под влиянием конструктивной критики Шиллера фон Гёте написал продолжение, в котором был смещен фокус с личной проблематики героя на социальную.  Известно, что большим поклонником романа был Достоевский, которого заворожила Миньона (самая таинственная и непостижимая героиня книги).

Но если говорить исключительно о «Годах ученичества…», то в сухом остатке мы имеем обширное исследование человеческой природы. На примере неокрепшего юноши и обуреваемых им страстей, автор пытается показать важность самозабвенного служения другим, необходимость отказа от потворства своему эго. Не имея при этом характер манифеста, книга цепляет самобытными персонажами, обаятельным героем и правдивостью, сокращающей дистанцию между читателем и повествованием.

Единственный ощутимый минус - это последние главы, где события сменяются так быстро, что не успеваешь их толком осмыслить. Из-за этого они теряют нужный накал и кажутся менее убедительными, чем могли бы быть.

Счастливца, который, едва войдя в сады волшебницы подпал очарованию искусственной весны, ничто не может поразить неприятнее, как если до его ушей, заслушавшихся соловьиного пения, доносится вдруг хрюкание околдованного предшественника.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Затмение" Аугусто Монтерросо

"Хоукс в моих руках"

Когда важен сериал, а не его первоисточник